Большая часть обращений за психологической помощью связана с проблемами в отношениях. Как правило, жалобы клиентов направлены на то, что отношения истощают, имеют дисгармоничный характер и являются источником негативных чувств. Многим людям кажется, что они находятся в безвыходной ситуации. При более подробном рассмотрении такие отношения укладываются в модель, которая носит название «треугольник Карпмана» или «драматический треугольник». Впервые о треугольнике заговорил ученик Эрика Берна, основателя Транзактного анализа, Стивен Карпман. В треугольнике Карпман выделяет три роли: Преследователь (Тиран/Агрессор), Жертва и Спасатель.
По мнению американских психологов Берри и Дженей Уайнхолд в данный треугольник попадают люди, которые не до конца смогли отделиться от родительской фигуры, т.е. сепарация не была достигнута в полной мере. Именно отсутствие психологической автономии заставляет взрослых людей играть данные роли. Дело в том, что эти роли чаще всего присущи детям, которые не всегда имеют возможность удовлетворить свои потребности напрямую. Зачастую дети прибегаю к манипулятивному поведению, чтобы в той или иной степени удовлетворить свою потребность.
Стивен Карпман писал: «Три драматические роли этой игры – Спасатель, Преследователь и Жертва – являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей.
Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в ее подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли».
И на самом деле, каждый из «игроков» перемещается в треугольнике, меняя роли.
Приведу пример. И самый наглядный из них- жена алкоголика, которая, естественно, является Жертвой. Она переносит психологическое и физическое насилие от мужа-алкоголика, сетует на судьбу. Когда мужу совсем плохо после очередного запоя, она включает Спасителя, ведет его к врачам, приобретает лекарственные препараты, ухаживает за ним, «помогая» справиться с зависимостью. А вот Агрессор проявляется в ней, в те моменты, когда муж пьян, и жена его «пинает», выражая негодование и «выливая» накопившееся, понимая, что физически он не сможет дать ей отпор. Или в ситуации, например, когда муж находится в так называемой алкогольной «завязке», жена, пользуясь тем, что муж трезв, обвиняет его в собственных жизненных неудачах.
К сожалению, многие и не подозревают, что находятся в «драматическом треугольнике», играя в Жертву, Спасателя, Агрессора годами. В некоторых случаях роли закрепляются в личностных чертах. Отношения в треугольнике носят созависимый характер, а взаимодействие в треугольнике основано на манипуляциях и вторичных выходах.